2 июня Эрик Биггерс (инженер из Google) представил новые реализации AES-XTS для гораздо более высокой производительности процессоров Intel/AMD с помощью новых наборов кода AES-NI + AVX, VAES + AVX2, VAES + AVX10/256 и VAES + AVX10/512.
4 июня состоялся очередной выпуск видеодрайвера NVIDIA версии 550.90.07. Среди особенностей NVIDIA 550.90.07 можно отметить улучшенную способность команды nvidia-modprobe определять, загружены ли уже модули ядра, что устраняет проблему, из-за которой nvidia-persistence не могла установить режим сохранения (persistence mode) в некоторых системах. Это относится к системам Linux, FreeBSD и Solaris.
3 июня разработчики ОС Redox опубликовали ежемесячный публичный отчёт о прогрессе в разработке за май 2024.
COSMIC. Джереми Соллера (разработчик из System76, а так же разработчик COSMIC в Redox, ссылка на персональный гитхаб) занимался заменой компонентов с Orbital на собственные COSMIC-аналоги, и теперь COSMIC-файлы, COSMIC-редактор и COSMIC-терминал являются постоянной частью рабочего стола Redox:
У нас все еще есть несколько ошибок при выходе из приложений, но в остальном они работают без сбоев и выглядят великолепно!
Обновление инструментария. Собственная ветка Rust была обновлена до версии от 11 мая 2024 г. Исправлено множество проблем с программами, требующими последней версии Rust.
Улучшения самостоятельного хостинга. Порт компилятора Rust был обновлен для соответствия версии собственного кросс-компилятора Rust.
Обновлён собственный порт LLVM.
Обновление Mesa3D. Собственная ветка Mesa3D была обновлена до последней стабильной версии 24.0.8.
Программная часть. Одним из участников разработки, Риббоном (Ribbon, ссылка на персональный гитхаб), упаковано больше программ, утилит и инструментов Cargo.
Для справки: Redox это unix-подобная микроядерная операционная система, написанная на языке программирования Rust с акцентом на безопасность и высокую производительность. При разработке использовался опыт таких ядер и операционных систем, как SeL4, Minix, Plan 9 и BSD. В качестве цели ставится создание экосистемы, похожей на GNU или BSD, но создаваемой на безопасном для памяти языке и с использованием актуальных для 2010-х годов технологий. Среди сопутствующих компонентов особо выделяются:
микроядро, выполненное по типу ядра MINIX;
библиотека Newlib для программ на Си (аналог glibc);
драйверы работают в пространстве пользователя;
имеется опционально включаемый GUI — Orbital;
Ion shell — базовая библиотека для оболочек и выполнения команд в Redox, а также оболочка по умолчанию;
файловая система TFS, аналог ZFS;
пакетный менеджер Magnet;
менеджер памяти Ralloc.
Проект существует и активно развивается с 2015 года, распространяется по лицензии MIT.
3 июня состоялся очередной выпуск OpenCV версии 4.10. Отмечается множество улучшений модуля глубокой нейронной сети (DNN), экспериментальная поддержка NumPy 2.0, различные улучшения Android, поддержка платформы NVIDIA CUDA 12.4+, улучшения RISC-V и ARM, поддержка oneAPI 2024, экспериментальная поддержка Windows ARM64, экспериментальная поддержка Apple VisionOS и встроенная серверная часть Wayland в Linux. Решены различные проблемы в рамках поддержки Wayland в коде HighGUI OpenCV.
Команда производителя Raspberry Pi объявила о начале продаж Raspberry Pi AI Kit, который объединяет Raspberry Pi M.2 HAT+ с модулем ускорения AI Hailo для совместного использования с Raspberry Pi 5. Комплект обеспечивает доступный, экономичный и энергоэффективный способ интеграции высокопроизводительного искусственного интеллекта с производительностью в 13 тераопераций в секунду (TOPS). Модуль имеет стандарт подключения M.2 2242 и поставляется предварительно установленным в M.2 HAT+, что обеспечивает связь между интерфейсом M.2 модуля AI и интерфейсом PCIe 3.0 Raspberry Pi 5.
24 января инженеры Intel выпустили крупное обновление ведущего набора инструментов для искусственного интеллекта с открытым исходным кодом OpenVINO 2023.3. Оно обеспечивает полную поддержку новых процессоров Emerald Rapids и Meteor Lake, а так же другие улучшения аппаратного обеспечения Intel для генеративного искусственного интеллекта (GenAI) и больших языковых моделей (LLM).
24 января Valve на странице новостей о бета-версиях клиента Steam сообщила о включении аппаратного ускорения декодирования видео VA-API DRM при использовании Remote Play в Linux. Причём это не касается варианта VA-API X11, так что изменения должны улучшить поддержку ускорения видео для тех, кто использует Steam Remote Play в среде Wayland.
Помимо этого, в последнем выпуске бета-клиента Steam содержатся следующие изменения:
общее
исправлено первоначальное отображение меню системной панели в виде черного окна;
исправлена ошибка, из-за которой кнопка максимизации/восстановления и ручка изменения размера окна не обновлялись должным образом;
если игра помечена как частная, DLC для игры также будет отмечен как приватный;
настройками конфиденциальности для отдельных DLC теперь можно управлять в свойствах игры на вкладке конфиденциальности;
исправлена коллекция «Мои игры», в которую также вошли игры, позаимствованные у других пользователей;
исправлена непрозрачность игровой панели на страницах сведений об игре.
Steam Overlay
исправлено панорамирование средним щелчком мыши, которое не работало в браузере наложения в Windows.
чат
исправлен случай, когда групповые чаты могли зависать на этапе «Запрос информации о групповом чате» после повторного подключения к Steam.
Steam input
добавлена настройка светодиодного индикатора плеера для контроллеров DualSense.
SteamVR
исправлен случай, когда Steam мог помешать SteamVR правильно обнаружить подключенную через USB гарнитуру и/или контроллеры.
Для справки: Steam — это онлайн-сервис цифрового распространения компьютерных игр и программ, разработанный и поддерживаемый компанией Valve. Steam выполняет роль средства технической защиты авторских прав, платформы для многопользовательских игр и потокового вещания, а также социальной сети для игроков. Программный клиент Steam также обеспечивает установку и регулярное обновление игр, облачные сохранения игр, текстовую и голосовую связь между игроками.
23 января на github-странице проекта Open Broadcaster Software появилось сообщение о завершении работ по поддержке кодирования видео AV1 с использованием интерфейса Linux Video Acceleration API (VA-API). 2 мая 2023 года был открыт запрос на слияние кода OBS FFmpeg для добавления поддержки AV1 VA-API, и по состоянию на вечер 23 января этот код был объединен.
24 января была представлена к загрузке новая версия драйвера NVIDIA 550.40.07-beta, которую приурочили к официальному выходу видеокарты серии RTX4070Ti SUPER. Драйвер для Linux содержит:
поддержку форматов R8 / GR88 / YCbCr GBM, используя огромные прозрачные страницы (transparent huge pages) для раздела ".text" где это возможно;
экспериментальную поддержку HDMI 10 бит на компонент;
поддержку разгрузки PRIME рендера в Vulkan Wayland WSI;
поддержку дисплеев виртуальной реальности, таких как SteamVR, в Wayland через реализацию DRM;
поддержку ускорения видео VDPAU на XWayland;
бета-поддержку качества для графических процессоров GeForce и рабочих станций в модулях с открытым ядром;
экспериментальную поддержку управления питанием «D3»;
различные новые расширения Vulkan и другие изменения...
18 января была выпущена версия 0.91 GNOME Network Displays. Среди значительных улучшений заявлено:
добавлена поддержка протокола Miracast over Infrastructure (MICE) (@lorbus);
поддержка протокола Chromecast (@kyteinsky);
добавлена поддержка трансляции виртуального экрана (@NaheemSays);
исправление различных проблем;
добавлены/обновлены различные переводы.
Для справки: GNOME Network Displays — это программное обеспечение, которое позволяет осуществлять потоковую передачу рабочего стола GNOME на устройства Wi-Fi Display с помощью сервера мультимедийной маршрутизации и обработки конвейерных данных PipeWire.
25 января была выпущена новая версия свободного графического стека Mesa 23.3.4.
В официальной рассылке инженер-программист Эрик Энгестром (Eric Engestrom) сообщил об исправлениях в Zink для логики обнаружения изменяемого размера BAR, исправления RADV и Intel, и ряд других исправлений, некоторые из которых являются общими для перенесенных материалов серии Mesa 24.0.
10 января стал доступен для тестирования первый релиз-кандидат KDE Plasma 6.0.
До мегарелиза KDE осталось менее 50 дней, в конце февраля 2024 года разработчики опубликуют Plasma 6, Frameworks 6 и новый набор приложений в специальной версии KDE Gear. Разработчики сообщают:
«Если вы следили за обновлениями здесь, здесь и здесь, вы знаете, что мы проходим этап тестирования и постепенно подходим к стабильности. KDE сегодня делает доступной первую версию Release Candidate всего программного обеспечения, которое мы включим в мегарелиз. Как и в случае с альфа- и бета-версиями, это предварительная версия, предназначенная для разработчиков и тестировщиков. Предоставленное программное обеспечение приближается к стабильности, но все еще не на 100% безопасно для использования в производственной среде. Мы по-прежнему рекомендуем вам продолжать использовать стабильные версии Plasma, Frameworks и приложений для повседневной работы. Но если вы все же используете это, следите за ошибками и незамедлительно сообщайте о них, чтобы мы могли их исправить. Читайте дальше, чтобы узнать больше о шестом мегавыпуске KDE, о том, что он охватывает, и о том, как вы можете помочь новым версиям Plasma, приложениям KDE и платформам добиться успеха уже сейчас.»
Для справки:
Plasma 6
Это будущая версия Plasma, которая объединяет последнюю версию Qt 6 и инфраструктуру, на которой всё это построено. Она также включает в себя и другие постоянно развивающиеся инструменты, предоставляя новые функции, лучшую поддержку новейшего оборудования, а также поддержку будущих аппаратных и программных технологий.
KDE Gear
Это набор приложений, созданных сообществом KDE. Gear включает в себя файловые менеджеры, музыкальные и видеоплееры, текстовые и видеоредакторы, приложения для управления социальными сетями и чатами, приложения для электронной почты и календаря, помощников в путешествиях и многое другое. Разработчики этих приложений также полагаются на набор инструментов Qt, поэтому большая часть программного обеспечения также будет адаптирована для использования нового набора инструментов Qt6.
10 января инженеры Intel выпустили ежеквартальный набор обновлений FFmpeg Cartwheel 2023Q4 мультимедийной библиотеки FFmpeg. В новом выпуске обеспечена поддержка платформы Meteor Lake для новых ноутбуков, поступающих на рынок. Данная поддержка Meteor Lake сочетается со всеми другими графическими драйверами Intel с открытым исходным кодом, которые имеются в ядре Linux 6.7 (стабильны и включены по умолчанию).
10 января была окончательно завершена поддержка ядра Linux 4.14 LTS, о чём через рассылку сообщил сопровождающий разработчик стабильной ветки ядра Linux Грег Кроа-Хартман (Greg Kroah-Hartman):
«Я объявляю о выпуске ядра 4.14.336. Это ПОСЛЕДНЕЕ выпущенное ядро 4.14.y. Сейчас его срок официально истек. НЕ используйте больше эту версию ядра, пожалуйста, перейдите на более новую версию, как показано на странице выпусков kernel.org. Все пользователи ядра серии 4.14 должны выполнить обновление. Но затем перейдите к более новой версии. Если вы застряли на этой версии из-за того, что ее требует поставщик, обратитесь к этому поставщику за поддержкой по этому устаревшему дереву ядра, поскольку именно за это вы им платите:)»
В финальную версию ядра вошло всего несколько исправлений ошибок.
Ядра, которые на данный момент по-прежнему поддерживаются исходными версиями Linux в рамках долгосрочной серии - это Linux 4.19, 5.4, 5.10, 5.15, 6.1 и совсем недавно 6.6 в качестве ядра LTS 2023 года. Срок службы Linux 4.19 закончится в конце этого года, версии 5.4 EOL в 2025 году, а остальных в конце 2026 года в рамках сокращения продолжительности долгосрочной поддержки.
8 января состоялся очередной выпуск дистрибутива Solus Linux 4.5. Solus — независимый Linux-дистрибутив для современных ПК, использующий Budgie в качестве окружения рабочего стола и eopkg для управления пакетами.
В очередном ежемесячном отчёте Steam от Valve за ноябрь была приведена статистика по увеличению доли пользователей Linux до очередного исторического рекорда в 1,91%. Прирост в абсолютном выражении по сравнению с предыдущим периодом отчётности (за октябрь) составил 0,52%.
для платформ Android появилась поддержка EGL_ANDROID_blob_cache при отключенном дисковом кэшировании;
официальная поддержка одноплатного компьютера Raspberry Pi 5 с помощью драйверов v3d (OpenGL) и v3dv (Vulkan);
официальная поддержка драйвера NVK Vulkan, разработанного компанией Collabora для оборудования NVIDIA, недавно достигшего соответствия Vulkan v1.0;
прочие исправления по повышению производительности для большого количества существующих игровых проектов в Linux-системах.
Отдельно сообщается о различных улучшениях в графических драйверах Zink и Panfrost от Collabora, в драйверах RadeonSI и r600 для устаревших графических процессоров AMD Radeon.
10 декабря была выпущена версия 0.54.1 свободной игры Unvanquished. Данная редакция в основном задумана как техническое обновление, цель которой донесение различных давно назревших исправлений:
исправления рендеринга;
исправления утечек памяти;
улучшена производительность с эффектом наземного огня;
обновление WebP для решения проблем безопасности;
улучшение поведения ботов;
сообщения о том, почему пользователь отключился от сервера
браузер серверов правильно отображает и анализирует тег сервера (например, официальные и избранные серверы);
браузер серверов правильно отображает серверы в некоторых сетях мобильного широкополосного доступа, которые отбрасывали наши пакеты с информацией о сервере;
добавлены рекомендуемые серверы в списке серверов;
языковые переводы;
а так же для специфично для windows-версии:
исправлена ошибка, влияющая на работу системы при включенном масштабировании дисплея.
Для справки: Unvanquished - это бесплатная видеоигра с открытым исходным кодом в жанре многопользовательского шутера от первого лица и стратегии в реальном времени, в которой люди и инопланетяне сражаются за господство. Одним из забавных фактов Unvanquished является то, что, будучи насекомыми, игроки могут ползать по стенам и потолкам, привнося новый и отчасти дезориентирующий взгляд на физику игры.
Технически игра базируется на движке Dæmon, созданного в результате слияния движков Wolfenstein: Enemy Territory (id Tech 3) и движка XreaL (слияние, которое изначально было разветвлено на движок OpenWolf).